Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.


Конвенция была разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания.

Цель конвенции:

Основная цель конвенции заключается в том, чтобы способствовать уважению прав человека трудящихся-мигрантов. К мигрантам следует относиться не только как к работникам, но и как к личностям. Конвенция не создаёт новых прав для мигрантов, но направлена на обеспечение равного обращения и равных условий труда для мигрантов и граждан принимающей страны. Конвенция опирается на основополагающее понятие о том, что всем мигрантам должна предоставляться защита определённого минимума их прав. Конвенция признает, что легальные мигранты должны обладать большим набором прав, чем нелегальные, однако в ней подчеркивается, что и в отношении нелегальных мигрантов должны соблюдаться основные права человека.

В то же время, конвенция предлагает принять меры по выявлению и недопущению незаконных или тайных переездов трудящихся-мигрантов и членов их семей, в частности, путем:

• борьбы против вводящей в заблуждение информации, а также подстрекательства людей к нелегальной миграции;

• применения санкций против лиц, групп или образований, которые занимаются организацией, осуществлением или оказанием помощи в организации нелегальной миграции, в том числе путём принятия мер к нанимателям нелегальных мигрантов.

Содержание конвенции

 

Конвенция состоит из преамбулы и 9 частей, разделённых на 93 статьи.

В первой части очерчена сфера применения Конвенции и даны определения основных понятий.

Вторая часть раскрывает содержание требования о недискриминации в отношении прав трудящихся-мигрантов.


В третьей—пятой частях Конвенции излагаются, во-первых, права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, независимо от их статуса мигрантов, и, во-вторых, дополнительные права трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы. При определении гражданских и политических прав трудящихся-мигрантов Конвенция весьма строго следует формулировкам Международного пакта о гражданских и политических правах. В некоторых статьях права излагаются в несколько иной формулировке с учетом особого положения трудящихся-мигрантов; это, например, относится к правам, связанным с уведомлением консульских учреждений при аресте, и конкретным положениям, касающимся нарушений миграционного законодательства и уничтожения удостоверений личности, а также запрещения коллективной высылки. Кроме того, в отношении трудящихся-мигрантов непосредственно оговорено право на владение имуществом, которое первоначально было провозглашено в Декларации, но не содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах.

В шестой части Конвенции идёт речь о содействии государств созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.

В седьмой части предусматривается создание Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, для контроля за соблюдением положений Конвенции.

Восьмая и девятая части содержат сведения о применении Конвенции, общие и заключительные положения.

Конвенция определяет экономические, социальные и культурные права трудящихся-мигрантов с учетом их конкретного положения. Так, например, установлено, что трудящимся-мигрантам должна предоставляться как минимум неотложная медицинская помощь, причем в той же мере, в какой она предоставлялась бы гражданину, а дети трудящихся-мигрантов имеют основное право доступа к образованию независимо от их юридического статуса. Дополнительные права предусмотрены в отношении трудящихся, имеющих надлежащие документы, а также таких особых категорий трудящихся-мигрантов, как приграничные трудящиеся, сезонные трудящиеся, трудящиеся, работа которых связана с переездами, и трудящиеся на проекте.

Полный текст конвенции. 

 Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов и семей (КТМ) — орган, сформированный из независимых экспертов, который наблюдает за соблюдением Международной конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее — Конвенция) странами-участницами. Расположен в Женеве. Собирается на ежегодные сессии, первая из которых прошла в марте 2004 года.

На 2010 год Комитет состоит из 14 экспертов (до того, как число государств-участников конвенции достигло 40, экспертов было 10), которые должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и признанной компетентностью в сфере трудовой миграции.

Члены Комитета избираются государствами-участниками методом тайного голосования, при этом учитывается справедливое географическое распределение, включая как государства происхождения, так и государства работы по найму, и представительство основных правовых систем. Каждое государство-участник может выдвинуть по одному лицу из числа его собственных граждан. Члены Комитета избираются и выполняют функции в своем личном качестве.
Комитет, в случае, если по меньшей мере десять государств-участников Конвенции сделают соответствующие заявления, получит право получать и рассматривать сообщения от лиц, которые утверждают, что государство — участник Конвенции нарушило их личные права, предусмотренные Конвенцией. Такие сообщения будут приниматься только в отношении тех государств, которые заявили, что признают компетенцию Комитета на их рассмотрение (ст. 77 Конвенции).

Комитет рассматривает доклады, представляемые каждым Государством — участником настоящей Конвенции, и препровождает заинтересованному Государству-участнику такие замечания, какие он сочтет целесообразными. Это Государство-участник может представить Комитету замечания по любым комментариям, сделанным Комитетом в соответствии с настоящей статьей. При рассмотрении этих докладов Комитет может запросить у Государств-участников дополнительную информацию.
Комитет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций о выполнении Конвенции, содержащий его мнения и рекомендации, основанные, в частности, на рассмотрении докладов и любых замечаний, представленных Государствами-участниками.